Под ИСО понимают крупнейшую международную организацию в сфере стандартизации бизнес- и технологических процессов. Одной из самых известных и растиражированных практически всеми странами мира считается ее серия стандартов 9000. Она касается построения системы менеджмента качества. Если СМК предприятия соответствует установленным требованиям, ему выдается сертификат ISO 9001. Этот документ дает существенные преимущества в конкурентной борьбе.
Виды стандартов
В серию ИСО 9000 входят следующие стандарты:
- ISO 9000 — содержит словарь терминов и свод принципов системы менеджмента качества;
- ISO 9001 — основополагающий стандарт СМК, который содержит набор требований к системе;
- ISO 9004 — представляет собой руководство по достижению устойчивого успеха фирмой в сложной, требовательной и постоянно меняющейся среде путем применения подхода с позиции менеджмента качества;
- ISO 19011 — содержит свод правил, согласно которому должна выполняться оценка управления бизнесом.
Приведенные стандарты считаются международными. На территории России введены в действие их аналоги. Одним из таких является ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Зачем проходить сертификацию?
Внедрение и сертификация системы менеджмента качества считаются добровольными процедурами. Однако их проходят многие организации. Ведь эффективная СМК позволяет:
- эффективнее удовлетворять потребности клиентов;
- продуктивнее использовать денежные и временные ресурсы;
- оперативно устранять возникающие ошибки;
- вывести вовлеченность и мотивацию сотрудников на новый уровень;
- повысить качество выпускаемых товаров или предоставляемых услуг;
- снизить уровень брака и дефектов;
- повысить лояльность клиентов, партнеров и властных структур;
- получать льготные условия кредитования;
- выйти на международный уровень путем сотрудничества с зарубежными фирмами и открытия представительств за границей.
Иногда наличие сертификата ISO 9001 считается обязательным. Так, например, он требуется для участия в некоторых тендерах или получения допуска СРО.
Как получить сертификат ISO 9001?
В первую очередь сотрудники предприятия должны проанализировать действующую СМК на предмет ее соответствия требованиям стандарта. Так, система должна базироваться на следующих принципах:
- ориентация на потребителя;
- взаимодействие людей;
- лидерство;
- процессный подход;
- принятие решений, основанных на свидетельствах;
- улучшение;
- менеджмент взаимоотношений.
Если выявлены несоответствия, они должны быть устранены и внедрены новые методы управления. После этого можно провести повторный анализ. Также рекомендуется организовать обучение сотрудников предприятия по требованиям ISO 9001.
После этого можно обращаться в аккредитованный центр по сертификации. Предприятию придется представить:
- заявку;
- учредительную документацию;
- действующие лицензии и разрешения;
- сведения о сотрудниках;
- структурную схему предприятия;
- нормативно-техническую документацию, которая регулирует работу организации, и так далее.
Также нужно предоставить свободный доступ к процессам, объектам и персоналу. При выявлении недостатков необходимо выполнить рекомендации по их устранению. Если внедренная СМК соответствует всем требованиям, заявителю будет выдан сертификат ISO 9001.